SOS. Апокалипсис 2018?!

Аналитика рынка форекс

В условиях экономического роста низкой доходности облигаций можно достичь только при   поддержке постоянной нестабильности в других странах. Американские казначейские облигации и доллар США являются традиционными активными убежищами, поэтому если создать на территории США «Землю обетованную», а  в других странах хаос, то инвесторы будут почитать за честь дать дяде Сэму в долг под минимальный процент.

События последних недель серьезно обострили проблемы взаимоотношений однополярного мира. Возникшее противостояние красной линией проходит не только по территориям отдельных государств, но и по невидимым финансовым границам, выявляя очень серьезную проблему, вероятность возникновения которой очень высока. Речь идет об утрате долларом функции мировой резервной валюты, в результате чего США, подобно империям прошлого, потеряет свой авторитет и влияние. Проблема не только в возможном дефолте отдельно взятой страны, но и дефолте всей послевоенной экономической модели, основанной на гегемонии доллара и государственных заимствованиях. Причем произойти это может у всех на глазах в ближайшие четыре-шесть лет. До недавнего времени я скептически относился к появляющимся в средствах массовой информации теориям посткризисного хаоса, небезосновательно считая, что Америка, построив империю доллара, из любой ситуации, что называется, выйдет сухой из воды. Однако мне кажется, что на этот раз у США ничего не получится.

Всем известно, что США очень много должны всему миру. А точнее, то по состоянию на март 2014 года государственный долг составляет 17.5 трлн. долларов,  это 55.2 тыс. долларов на каждого гражданина или 151.8 тыс. долларов на каждого налогоплательщика. ВВП США в 2014 году составит предположительно 17.3 трлн. долларов. Расходы федерального бюджета составляют 3.5 трлн., а доходы бюджета - 2.9 трлн. Дефицит федерального бюджета находится на уровне 632 млрд., это 3.6% от ВВП или 17% от запланированных расходов.

Основными статьями расходов американского бюджета являются здравоохранение -970 млрд., пенсионный бюджет - 920 млрд., оборона и безопасность - 830 млрд., благосостояние – 400 млрд., а также затраты на обслуживание государственного долга – 220 млрд. долларов США. Цифры несколько меняются в зависимости от источников, но их суть остается неизменной: расходы на обслуживание государственного долга составляют четвертую статью расходов правительства США, и это при том, что средневзвешенная процентная ставка, по которой в настоящий момент размещены государственные облигации, находится на минимальных исторических значениях и составляет 2.5% годовых (рис.1). Американское правительство занимает денежные средства на рынках и таким образом покрывает дефицит, осуществляет погашения по государственному долгу, а также оплачивает проценты по заимствованиям. До сих пор правительству США успешно удавалось избежать дефолта, повышая потолок заимствований и устраивая из этого незабываемое шоу, поэтому читатель вправе спросить, а что помешает повышению потолка государственного долга в очередной раз, тем более, что американская экономика показывает неплохие темпы восстановления и это делает ее привлекательной для инвесторов со всего мира?

Но как это непарадоксально, именно в высоких темпах роста экономики кроется первый подводный камень. Прогноз ФРС на 2014 год предполагает темпы роста ВВП на уровне 3% годовых с дальнейшим сохранение темпов роста на значениях 2.2-3.4%. Высокие темпы роста экономики предполагают увеличение темпов инфляции. В свою очередь увеличение инфляционных ожиданий подразумевает, что инвесторы захотят получить от своих инвестиций повышенную доходность, что означает увеличение стоимости обслуживания государственного долга. Предположим, что в связи с восстановлением американской экономики, средний уровень доходности по облигациям к 2018 году увеличится на 1.0% и составит 3.5%. Это неплохо, учитывая, что в 2007 году средняя доходность по американским долговым обязательствам составляла 5% (рис.1), а наименьшая доходность в докризисный период составляла 4.5% годовых.

Рис.1: Средний процент по обслуживанию государственного долга США.

Размер государственного долга США на 2018 год по некоторым, опять же оптимистичным прогнозам, будет составлять 21.7 трлн. долларов. Следовательно, при увеличении стоимости обслуживания государственного долга США на 1%, цена вопроса составит 759 млрд. Если к 2018 году процентная ставка вырастет на 2%, то стоимость обслуживания государственного долга будет составлять уже 977 млрд. или 22 % от американского бюджета, расходы которого на 2018 год планируются на уровне 4.45 трлн. Таким образом, я прихожу к очень интересному выводу: для своего комфортного существования США не должны допустить роста доходности по своим долгам, иначе им придется уменьшать все расходные статьи бюджета, в том числе на оборону и социальное обеспечение.

Увеличение затрат на обслуживание государственного долга хоть и представляет угрозу для США, но само по себе еще не способно разрушить империю доллара, в конце концов правительство может повысить налоги и сократить социальные программы. Намного большую опасность для существования Америки, а вместе с ней всей модели мировой экономики, представляет структура уже находящихся в обращении облигаций американского казначейства. На сайте казначейства США в декабре 2013 года был опубликован очень интересный документ под названием «FINANCIAL AUDIT. Fiscal Years 2013 and 2012. Schedules of Federal Debt». В преамбуле этого документа говорится, что в период с 1997 по 2013 годы потолок государственного долга США поднимался в 14 раз, а задержки с увеличением лимита заимствований могут привести к увеличению расходов по обслуживанию. Далее констатируется факт, что в структуре долга 47% принадлежит иностранным и международным инвесторам. Но и это не самое главное. А теперь, внимание! В ближайшие 10 лет казначейство США будет вынуждено погасить 97% от своего публичного долга, или 11.577 трлн. долларов США. Но и это еще не все. В ближайшие 5 лет казначейство США должно будет погасить 58% публичного долга, или 6.729 трлн. долларов в казначейских облигациях, причем наибольшее количество выплат, это 3 трлн., приходится на 2016 год (рис.2).

рис.2: Объемы и сроки погашения государственного долга США.

Теперь сравним объем погашений государственного долга с размером бюджета США. Согласно прогнозам суммарный размер бюджета на период с 2014 по 2019 годы составит около 20 трлн., т.е. по 4 трлн. долларов в среднем за год. При этом бюджетный дефицит США сократится незначительно и будет оставаться в переделах 500 - 600 млрд. долларов ежегодно. Оптимистический прогноз предполагает, что суммарный объем дефицита бюджета США за 5 лет составит около 2.5 трлн. долларов. Следовательно, для поддержания текущих темпов роста экономики, потребления и социальных гарантий правительству США в ближайшие 5 лет потребуются около 9 трлн. долларов. Таким образом, каждый год правительство США будет вынуждено занимать на рынках как минимум по 1.8 трлн. Сама по себе цифра тоже не катастрофическая. В 2013 году США заняли на рынках почти 2 трлн., но опять же 1.2 трлн. -это облигации со сроками погашения 2,3 и 5 лет, т.е. облигации с так называемым "коротким концом". Для США  при таких объемах погашений погоды они не сделают, проблема реструкторизации долга все равно останется.

С учетом приведенных цифр становится понятно, что правительству США этих денег при всем желании взять будет очень проблематично. Можно, конечно, деньги перезанять или напечатать, но найдутся ли желающие финансировать Америку в подобных условиях? Вопрос риторический. В настоящий момент первичные дилеры имеют в резервах 2.6 трлн., и они будут вынуждены профинансировать американские долги через покупки векселей и облигаций, но и в этом случае денег может  не  хватить. Сейчас США ежегодно занимают около 5 трлн. в краткосрочных векселях по средневзвешенной ставке в 0.1%. Это фактически бесплатно, т.к. плата за использование при текущих ставках составляет примерно 5 млрд. в год. В середине марта председатель ФРС Жанетт Йеллен объявила, что ключевые краткосрочные ставки, скорее всего, начнут цикл повышения в середине 2015 года, что вызовет рост доходности на денежном рынке. К тому же это короткие деньги, а для пролонгации долгосрочных облигаций США нужны длинные деньги.

Теоретически напечатать деньги ФРС США  могут, однако это не так просто, как кажется. Сейчас после 3 программ количественного стимулирования объем счета системы открытого рынка (SOMA), служащий залогом американской валюты в обращении, составляет 3.9 трлн. долларов США. Другими словами, это количество долларов в системе, часть из которых находится в обороте, а другая часть лежит в резервах коммерческих банков. Третья программа количественного смягчения в отличие от первых двух не вызвала роста инфляции, но если продолжать печатать деньги, то в конечном итоге это приведет к росту инфляции и обесцениванию доллара не только из-за экономического роста, но и из-за объема денежной массы. Это, в свою очередь, вызовет увеличение доходности облигаций более быстрыми темпами, что опять же приведет к дополнительной нагрузке на бюджет. В ФРС это понимают и ограничивают скорость эмиссии, сокращая программу покупок активов, но уход с рынка такого покупателя, как ФРС, приведет к тому, что снизится спрос на облигации, следовательно, казначейские обязательства упадут в цене и вырастут в доходности. Это хорошо было видно летом 2013 года, когда в ответ на желание ФРС сократить программу покупки активов доходность 10-летних облигаций США за 3 месяца подскочила на 0.5%.

Получается замкнутый круг. Поэтому, что бы сейчас ни делали американские власти в смысле денежного регулирования, выхода без потерь для американской экономики не существует. Конечно, наиболее приемлемым вариантом для правительства США является пролонгировать свои долгосрочные обязательства, но для этого на них должен быть большой спрос со стороны инвесторов, которые, несмотря на размер государственного долга США, будут стоять в очереди, для того чтобы дать деньги американскому казначейству. Способов обеспечить спрос на облигации немного. Можно, например, обрушить рынок акций США до уровня 2008 года, а может быть, и ниже. Тогда инвесторы вновь понесут свои денежки в американское казначейство. Или, как вариант, развязать широкомасштабные военные действия с вовлечением в них большого количества государств, а самим наблюдать со стороны за происходящим, принимая на хранение от воющих сторон золотовалютные резервы. А не тем ли сейчас занимаются Соединенные Штаты Америки? Иначе надо будет признать, что США не способны возвращать свои долги и пережить дефолт, подобный греческому краху, или инфляцию, подобную инфляции в Зимбабве, что в условиях свободного обращения оружия и массового употребления антидепрессантов приведет к гражданской войне, но уже на собственной территории. Естественно, что дефолт по обязательствам, или гиперстимулирование, или гиперинфляция  приведут к отказу от доллара США как основной мировой резервной валюты и фактическому краху империи, что не входит в планы администрации президента и тех лиц, которые за ним стоят. И не потому ли президент Обама уже объявил, что экономические санкции против России приведут к снижению и потерям для глобальной экономики, что крах мировой экономики в ближайшие годы неизбежен, и в Белом Доме это хорошо понимают?

Коментарии отсутствуют

Написать коментарий

Вам следует Войти чтобы оставить свой коментарий.